АВТОМАГАЗИН
    СПРИНТ
 
 
 
Понедельник
29.04.2024
15:19

RSS
Интересно Главная страницаРегистрацияВход
Категории каталога
Аксесуары [0]
Двигатель [4]
Масла и смазочные материалы [4]
Подвеска и рулевое [2]
Салон [1]
Система охлаждения [2]
Сцепление и коробка передач [1]
Топливная система [3]
Тормозная система [3]
Фильтры [1]
Электрооборудование [1]
Поиск по каталогу
Статистика
 
 
Рейтинг@Mail.ru
 
  
Начало » Статьи » Технический раздел » Масла и смазочные материалы

Классификиция масел

Как осознанно, а главное, правильно выбирать моторное масло? Прежде всего нужно знать - какими эксплуатационными свойствами обладает данный продукт. А для этого необходимо правильно расшифровать информацию, содержащуюся в названии (индексе) масла. Освоив эту «азбуку», можно говорить о реологических, вязкостно-температурных свойствах масла, а также о его эксплуатационных характеристиках.

Классификации моторных масел по вязкости

Как известно, вязкость масел определяет сезонные или климатические условия их применения. В мире существует всего две классификации моторных масел по вязкости: ГОСТ и SAE. Первая досталась нам в наследство от СССР, второй давно и успешно пользуются в дальнем зарубежье.

Требования, отраженные в документе SAE J300, гораздо полнее ГОСТовских. Они позволяют объективно судить о реологических свойствах масел, существенно зависящих от температуры, скорости сдвига (течения) и давления.

Последняя редакция SAE J300 опубликована в декабре 1999 года. Требования этого стандарта представлены в таблице 1 (цифры в квадратных скобках указывают на соответствующие столбцы таблицы):

• [1] Кинематическая вязкость. Характеризует принадлежность сезонных масел к тому или иному классу вязкости. Определяется при 100оС и невысоких скоростях сдвига (от 20 до 100 с-1).

• [2] Пусковые свойства. Характеризуют сопротивление при пуске холодного двигателя и возможность достижения пусковых оборотов. Определяются при отрицательных температурах от -10 до -35оС в зависимости от класса вязкости и высоких, порядка 105с-1, скоростях сдвига. Иными словами - в условиях, характерных для работы в подшипниках коленчатого вала при холодном пуске.

• [3] Прокачиваемость. Характеризует скорость поступления масла к парам трения при холодном пуске и вероятность выхода двигателя из строя из-за проворота вкладышей при холодном пуске. Определяется при отрицательных, от -15 до -40оС, температурах в зависимости от класса вязкости и низких, около 10 с-1, скоростях сдвига. Таким образом, при оценке этой характеристики реализуются условия течения масла в поддоне к маслоприемнику и в маслоприемнике насоса при пуске холодного двигателя.

• [4] Вязкость при высокой температуре. Отражает эффективную, реальную вязкость масла при летней эксплуатации современных высоконагруженных двигателей. Характеризует противоизносные свойства масел, потери на трение и влияние на экономичность двигателя. Определяется при 150оС и высоких, порядка 106 с-1, скоростях сдвига. Тем самым имитируются условия нагружения подшипников коленчатого вала при работе с высокими нагрузками и температурами.

Примерное соответствие характеристик вязкости масел по ГОСТ и SAE J300 приведено в таблице 2. Основное отличие этих стандартов заключается в следующем. Показатели, нормируемые SAE J300, - это реальные значения, определяемые соответствующими приборами. В ГОСТе же экспериментально определяют лишь кинематическую вязкость, а низкотемпературные свойства рассчитывают по номограмме, исходя из значений кинематической вязкости при положительных температурах. Это, конечно, не позволяет объективно судить о характеристиках продукта.

Давайте посмотрим: какие изменения претерпела зарубежная классификация за последние годы? Самое существенное - это понижение температуры на 5oС при определении вязкости на приборе MRV (прокачиваемость) и на приборе CCS (пуск). Для эксплуатации сие нововведение означает ужесточение требований к низкотемпературным свойствам масел, особенно по прокачиваемости.

Какой класс вязкости подойдет для данного конкретного двигателя? Это зависит как минимум от трех факторов: климатических условий, рекомендаций производителя автомобиля и технического состояния силового агрегата.

Для современных автомобилей производители рекомендуют всесезонные масла, что обеспечивает снижение эксплуатационных расходов, упраздняет сезонную замену масел и дает экономию топлива 1-3% в сравнении с эксплуатацией на сезонных (летних и зимних) маслах. В качестве примера приведем рекомендации ВАЗ по применению масел различных классов вязкости в зависимости от средней температуры окружающей среды.

Следует добавить, что двигатели со значительным пробегом, а следовательно, повышенным износом, требуют более вязких масел, чем новые. Для них подойдет класс SAE ХХW-40 или 50, где «ХХW» означает обобщающий индекс зимних классов (10W, 15W и так далее). Такие масла обеспечат меньший расход масла на угар, лучшее уплотнение камеры сгорания и снижение шума. Правда, за это придется расплачиваться несколько большим расходом топлива, но для изношенных двигателей это не самый важный показатель.

Для зимней эксплуатации автомобиля (особенно при безгаражном хранении) следует применять масла более низких вязкостных классов, например SAE 5W-ХХ или 10W-XX. Это обеспечит надежный пуск двигателя, быстрый его прогрев и снижение пусковых износов.

Чем ниже тепловой режим работы двигателя при эксплуатации, тем меньше должен быть зимний класс вязкости масла. Это обеспечивает снижение потерь на трение в подшипниках и поршнях в середине хода, которые (в зависимости от условий эксплуатации) составляют 50-90% от всех потерь на трение в двигателе.

Например, при коротких поездках и относительно длинных стоянках тепловой режим будет невысоким - и масло следует выбрать соответствующее. В зимних городских условиях снижение вязкости масла на один класс может обеспечить снижение расхода топлива на 5-10%, а в отдельных случаях даже более.

Классификации по уровню эксплуатационных свойств

Эти стандарты определяют применимость масел по степени форсированности двигателя (году выпуска автомобиля) и условиям его эксплуатации. Наиболее известны следующие классификации: американская API, европейские ССМС (старая) и АСЕА (новая) и российский ГОСТ.

Дополнительно отметим, что в 1998 году российская Ассоциация автомобильных инженеров создала собственный стандарт СТО ААИ 003-98. В нем зафиксирован минимальный уровень требований российских автомобилестроителей к моторным маслам.

Все указанные классификации нормируют целый ряд физико-химических показателей масел. Однако основными критериями являются данные их испытаний на специальных или особым образом подготовленных серийных двигателях.

Во всех классификациях указано назначение масла по типу двигателя - бензиновые или дизельные. Это связано с существенными различиями процессов старения масел в дизелях и бензиновых ДВС.

Различия в требованиях к маслам и методам их испытаний по API, ACEA, ГОСТ, ААИ определяются разными конструкциями двигателей, выпускаемых в США, Европе и России, а также условиями их эксплуатации. Так, европейские двигатели конструктивно более напряженные, чем американские, и эксплуатируются они при больших скоростях и нагрузках. Поэтому надо иметь в виду, что масла, отвечающие американским стандартам, не всегда подходят для эксплуатации европейских автомобилей.

Еще больше различий в требованиях к маслам для дизелей, что обусловлено некоторыми принципиальными различиями конструкций «европейцев» и «американцев». Правда, в последние годы эти различия нивелируются, а требования к маслам унифицируются. Но пока что фактор конструктивных различий следует учитывать.

А теперь рассмотрим эти классификации более подробно.

Классификация API

В этой классификации первая буква индекса определяет назначение масла по типу двигателя. Так, буква S означает «для бензиновых двигателей», а C - «для дизелей».

Буквы, следующие за S или C, определяют применимость масла по степени форсирования двигателя (или по времени выпуска автомобиля). Чем дальше вторая буква от начала алфавита, тем современнее модель, для которой предназначено это масло.

Универсальные масла, предназначенные как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, имеют двойную индексацию, например, SG/CD. Для последних моделей американских автомобилей рекомендуются масла групп SJ, SH для бензиновых двигателей и CF-4, CG-4 для дизелей.

Масла самых последних эксплуатационных групп предназначены для новых моделей, отвечающих современным экологическим требованиям. Их использование в автомобилях прежних лет выпуска нецелесообразно.

Классификация АСЕА (ССМС)

Классификация АСЕА, введенная в 1996 году, в настоящее время включает три категории масел по назначению:

А - для бензиновых двигателей;

В - для дизелей легковых автомобилей;

E - для дизелей.

Числа, следующие за буквой, определяют уровень эксплуатационных свойств масла, а именно:

1 - энергосберегающие (обеспечивающие экономию топлива) масла для современных автомобилей, например А1, В1, Е1;

2 - масла того же эксплуатационного уровня, но не сертифицированные как энергосберегающие;

3 - перспективные требования к маслам.

Прежняя классификация ССМС также предусматривала три категории по назначению масла:

G - масла для бензиновых двигателей (G4, G5);

PD - масла для дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков (PD1, PD2);

D - масла для дизелей (D3-D5).

Как и в классификации АСЕА, число, следующее за буквой, определяет уровень требований к эксплуатационным свойствам.

Классификация ГОСТ

В российской классификации уровень эксплуатационных свойств определяется буквами В, Г и Д, а назначение по типу двигатели - следующей за ней цифрой. Так, например, Г1 означает «масло для бензиновых двигателей легковых автомобилей», а Г2 - «для дизелей (безнаддувных)».

ГОСТ не предусматривает масел с уровнем эксплуатационных свойств выше, чем Г1 для бензиновых двигателей и Д для дизелей. Об универсальности масла говорит отсутствие цифрового индекса за буквой. Так, обозначение Г говорит о том, что перед нами универсальное масло для бензиновых двигателей и дизелей.

Классификация ААИ

Этот стандарт вводит новую индексацию моторных масел, аналогичную принятой в Европе (классификация ACEA). По буквенно-цифровому индексу можно судить о назначении масла и уровне его эксплуатационных свойств.

Так, масла для бензиновых двигателей индексируются буквой Б, а масла для дизелей - буквой Д. Уровень (группа) эксплуатационных свойств определяется цифрой, указываемой за буквой. Нормирование вязкостно-температурных свойств моторных масел в стандарте ААИ проводится по классификации SAE J300, то есть по методам, принятым во всем мире.

Принципиальным отличием является то, что Стандарт обязывает присваивать моторным маслам товарные названия продукта, иными словами - фирменные торговые марки. Под ними продукция будет регистрироваться в ААИ и приводиться в инструкциях по эксплуатации автомобилей. Кроме того, по ним покупатель сможет определить производителя масла.

С 2001 года Комитет по горюче-смазочным материалам ААИ РФ будет выдавать «Свидетельство» - но лишь тем производителям масел, чья продукция прошла испытания и отвечает требованиям СТО ААИ 003-98.

Производители, имеющие «Свидетельство» получат специальный знак с правом нанесения его на упаковку (этикетку). Кроме того, Комитет намерен регулярно публиковать списки торговых марок масел, успешно прошедших испытания, в своем Бюллетене и в других специализированных изданиях.

Несколько полезных рекомендаций

Подводя итог, отметим, что при выборе масла необходимо в первую очередь исходить из рекомендаций завода-изготовителя автомобилей. Это естественно, поскольку в них учтены все факторы, влияющие на надежность двигателя.

Использование масел с характеристиками, значительно превышающими требования производителя, не приведет к заметным улучшениям в работе двигателя и увеличению сроков службы масла. Более того - резкое повышение уровня эксплуатационных свойств масла может привести к аварийному выходу двигателя из строя вследствие проворачивания вкладышей подшипников коленчатого вала, вызванных смыванием всех загрязнений с внутренних полостей двигателя, засорением фильтров и ограничением подачи масла в подшипники.

При эксплуатации автомобилей со значительным пробегом и повышенным расходом масла использование масел с повышенным уровнем эксплуатационных свойств нецелесообразно в принципе. Повышенный угар высококачественных масел, содержащих высокую концентрацию моющих присадок, в том числе и зольных, значительно увеличивает скорости износа и отрицательно сказывается на надежности свечей.

Категория: Масла и смазочные материалы | Добавил: sprint-auto (09.06.2007)
Просмотров: 2160

Copyright MyCorp © 2006